Влияние климатических рисков на финансовый сектор: оценки центральных банков

изменение климата и финансовые риски

Центр экономических исследований BEROC подготовил обзор подходов центральных банков к оценке климатических рисков при мониторинге финансовой стабильности, а также к анализу влияния изменения климата на финансовый сектор и макроэкономические показатели. В частности, рассматриваются основные группы климатических рисков, которым может быть подвержена финансовая система, и механизмы их передачи, а также опыт по проведению центральными банками стресс-тестов устойчивости финансовой системы к климатическим рискам и моделированию экономических эффектов данных рисков.

Ниже приведены части обзора, сохранен авторский текст. 

Согласно данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата, деятельность человека привела к глобальному потеплению примерно на 1,0 °С выше доиндустриальных уровней, вызвав рост интенсивности и повторяемости некоторых климатических и погодных экстремальных явлений (IPCC, 2018). В Беларуси, по данным гидрометеорологических наблюдений, среднегодовая температура за 1989-2019 гг. превысила климатическую норму на 1,3 ºС (ПРООН в Беларуси, 2020). Изменение климата увеличивает риски для здоровья, безопасности человека, а также для экономического роста и требует разработки мер по адаптации и смягчению его последствий. Принятое в 2015 г. Парижское соглашение направлено на глобальное реагирование на климатические угрозы и ставит своей целью удержание прироста глобальной средней температуры на уровне намного ниже 2 °С по сравнению с доиндустриальным периодом, в нем также указывается на необходимость прилагать усилия к ограничению данного роста до 1,5 °С за счет существенного сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу.

Изменение климата, а также реагирование на угрозы, которые оно несет, будет оказывать все больше влияние на экономическое развитие и финансовые рынки стран и вести к возникновению эффектов перелива между секторами. В связи с этим, чтобы не столкнуться с проблемой «трагедии горизонта»2 центральные банки и финансовые регуляторы все большего количества стран начинают учитывать климатические факторы и связанные с ними риски в своей политике. Они также объединили усилия и создали Сеть центральных банков и надзорных органов по экологизации финансовой системы (Network of Central Banks and Supervisors for Greening the Financial System (NGFS)) 3 для обмена опытом, интегрирования климатических рисков в надзорную деятельность и мобилизации финансовых ресурсов для поддержки перехода к устойчивой экономике. В свою очередь для разработки рекомендаций по добровольному раскрытию информации о финансовых рисках при Совете по финансовой стабильности (Financial Stability Board) была создана Рабочая группа по раскрытию финансовой информации, связанной с изменением климата (Task Force on Climate Related Financial Disclosures (TCFD)).

Поскольку изучению взаимосвязи между климатическими рисками и финансовой системой уделяется все большее внимание, данная работа ставит свой целью анализ того, как центральные банки учитывают климатические риски при мониторинге финансовой стабильности, а также оценивают влияние изменения климата на финансовый сектор и монетарную политику. Изложение работы построено следующим образом: во-втором разделе рассматриваются основные климатические риски, которым может быть подвержена финансовая система и механизмы их передачи. В-третьем разделе приведены подходы центральных банков к интегрированию климатических рисков в надзорную деятельность. В четвертом и пятом разделах анализируется их опыт по проведению стресс-тестов устойчивости финансовой системы к климатическим рискам и подходы к моделированию, вызываемых ими экономических эффектов. В шестом разделе содержаться выводы.

Климатические риски

Принято выделять три группы рисков, которым может быть подвержена финансовая система вследствие климатических изменений. К ним относят физические риски, риски перехода и риски ответственности (Carney, 2015), при этом первые две группы в наибольшей степени могут оказывать влияние на финансовый сектор и поэтому они находятся в фокусе особого внимания.

Физические риски возникают в связи с погодными явлениями, вызванными изменением климата. Их влияние может проявляться как в острой форме (acute risk), так и в хронической (chronic risk). В первом случае это связано с тем, что экстремальные погодные явления могут приводить к повреждению или разрушению имущества, а также к перебоям в работе транспорта, инфраструктуры и других секторов экономики. Вследствие чего произойдет снижение или обесценивание стоимости активов и увеличатся страховые риски. Хотя экстремальные погодные явления наблюдались и раньше, в последние годы в связи с изменением климата и глобальным потеплением они возникают все чаще и становятся более интенсивными. В Беларуси также увеличивается количество засух (на 40% по сравнению с 1989 г (Группа Всемирного банка, 2020), наблюдаются сильные ветры, дожди и грозы, смерчи, крупный град, экстремально низкие температуры и др. Согласно оценкам Всемирного банка, ежегодно опасные атмосферные явления приводят к снижению ВВП в стране приблизительно на 0,4%, а наводнения – к потере примерно 1% ВВП, нанося ущерб в среднем около 100 000 человек (Группа Всемирного банка, 2020).

Хроническое влияние физических рисков проявляется в том, что повышение температуры и количества осадков сказывается на здоровье населения и производительности труда4, а также влияет на ряд секторов экономики и продовольственную безопасность. Это вызывает необходимость разработки мер по адаптации, которые зачастую требуют значительных инвестиций как на государственном уровне, так и со стороны компаний и домашних хозяйств. В Беларуси фиксируется повышение температуры, и все чаще наблюдается опасная жара свыше 35 °С по всей территории страны, а не только в южных областях (Брестская и Гомельская). Учитывая тот факт, что около 40% ВВП Беларуси производится в погодозависимых секторах5 (Группа Всемирного банка, 2020), хроническое влияние физических рисков может существенно сказаться на их эффективности, а также на рентабельности работающих в них предприятий, что, в свою очередь, отразиться на финансовом секторе страны.

Риски перехода возникают в процессе адаптации к экономике с низким уровнем выбросов углерода. Изменения в климатической политике, технологиях или предпочтениях потребителей могут привести к переоценке стоимости большого количества активов в разных секторах экономики, увеличению затрат на смягчение последствий глобального потепления, что окажет влияние на благосостояние домашних хозяйств и рентабельность предприятий, создавая риски для финансового сектора и инвесторов. Переход к низкоуглеродной экономике приведет к созданию новых технологий, продуктов и услуг, воздействуя на вовлеченность предприятий в производственные цепочки и изменяя бизнес модели. Это окажет влияние на финансовые продукты и услуги, предоставляемые банками и страховыми компаниями.

Одним из примеров материализации рисков перехода в ближайшее время может служить планируемое введение Европейским союзом в рамках «Зеленой сделки» (Green Deal) с 1 ноября 2023 г. сборов или налога на продукцию экспортеров в связи с выбросами СО2, которые осуществлялись в процессе производства. В первую очередь от введения данного налога могут пострадать экспортеры нефтепродуктов, химической и металлургической промышленности. Стоит также отметить, что при переходе к углеродной нейтральности необходимо учитывать риски образования «пузырей», которые наблюдались при технологических изменениях в прошлом вследствие слишком оптимистичных ожиданий финансовых рынков в отношении новых технологий и компаний.

Риски ответственности могут возникать если сторона понесшая убытки или ущерб вследствие изменения климата будет требовать компенсации от тех, кого она считает ответственным. Однако в последнее время данная группа рисков не выделяется отдельно, а их относят или к физическим рискам или к рискам перехода.

исследование БЕРОК

В последние годы изучению взаимосвязи между климатическими рисками и финансовой системой уделяется все большее внимание. В связи с этим центральными банками и надзорными органами Британии, Франции, Нидерландов, Дании и ряда других стран предпринимается работа по учету климатических рисков при мониторинге финансовой стабильности, а также делается оценка влияния изменения климата на финансовый сектор и монетарную политику. В частности проводится анализ подверженности банков, страховых организаций и пенсионных фондов физическим рискам и рискам перехода при помощи опросов, глубинных интервью, изучения их влияния на балансы, рентабельность, капитал и бизнес-модель, а также посредством проведения стресстестов. Это делается как для понимания надежности и устойчивости финансовой системы, так и для того, чтобы повысить компетенции организаций данного сектора в оценке климатических рисков, стимулировать их внедрение в существующую практику управления финансовыми рисками.

Для лучшего понимания общесистемных рисков, с которыми может столкнуться финансовая система центральные банки ведут работу по выявлению и анализу трансмиссионных каналов, через которые климатические риски воздействуют на экономику и финансовый сектор. Ряд банков также начали разрабатывать прогнозы для определения макроэкономических последствий данных рисков.

Они также объединили усилия и создали Сеть центральных банков и надзорных органов по экологизации финансовой системы, в которую входит 83 постоянных члена, среди которых Центральные банки России и Армении, и 13 наблюдателей. Данная сеть способствует обмену опытом по интегрированию климатических рисков в надзорную деятельность, а также проводит аналитическую работу в области зеленого финансирования, разработки климатических сценариев и подходов к количественной оценке влияния данных рисков на экономику и финансовую систему.

Методы анализа климатических рисков центральными банками и регуляторами в настоящее время находятся в стадии разработки, и существует ряд факторов,  затрудняющих их интегрирование в мониторинг финансовой стабильности, надзор и оценку макроэкономических последствий. Однако все больше банков признает, что их выявление и анализ влияния, а также стимулирование добровольного раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата, является важным для обеспечения финансовой стабильности.

Беларусь подвержена как физическим климатическим рискам, так и рискам перехода, особенно с принимая во внимание планируемое введение Европейским союзом в рамках «Зеленой сделки» (Green Deal) сборов или налога на продукцию экспортеров в связи с выбросами СО2, которые осуществлялись в процессе ее производства. Учитывая это, мониторинг данных рисков Национальным банком и Министерством финансов Беларуси, а также инициирование дискуссии по данному вопросу с организациями финансового сектора способствовало бы созданию системы оценки и управления климатическими рисками в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Взаимодействие Национального банка Беларуси с международными регуляторами, а также Сетью центральных банков и надзорных органов по экологизации финансовой системы позволит получить доступ к международному опыту мониторинга, учета, оценки и управления климатическими рисками и будет способствовать развитию зеленого и низкоуглеродного инвестирования.

Источник: beroc.by